Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Полезное для бухгалтеров

Как обезопасить учет при проведении расходов на обеспечение нормальных условий труда

Как обезопасить учет при проведении расходов на обеспечение нормальных условий труда

У всех разное понятие нормы. Кто-то считает нормой отдых в Турции каждым летом, а для кого-то это роскошь, а норма – это дачный участок. Так же на предприятиях. Где-то норма – это чай, кофе, сахар для сотрудников, а где-то максимум, на который можно рассчитывать – это питьевая вода. Но в любых вариантах, в большем или меньшем размере, в учете появляются расходы на обеспечение нормальных условий труда. Как же быть бухгалтеру, чтобы получить минимум претензий от налоговых органов и обезопасить себя и фирму.

Нормативная база

Основной нормативный документ, от которого можно отталкиваться в правовом обосновании данных расходов – Трудовой кодекс (ст. 212, 214, 215, 219, 220, 225, 226). Так, ст. 163 ТК РФ гласит:

расходы на обеспечение нормальных условий труда

Использование оговорки «в частности» в преамбуле статьи позволяет сделать вывод о том, что перечень является открытым (Постановление ФАС Поволжского округа №А65-30795/2011 и т.д.). Как правило, к данному списку добавляют соблюдение санитарно-гигиенических норм, бытовых нужд, лечебно-профилактических процедур. Если работодатель принимает на себя данные обязанности, то они должны быть закреплены в локальном нормативном акте (ст. 212 ТК РФ). Таким образом, получаем тот факт, что с одной стороны документ «Положение об охране труда» (или его аналоги, например, раздел Правил внутреннего трудового распорядка, Коллективного договора) находится в ведении кадровой службы организации, но с другой стороны, именно этот документ в правовой структуре предприятия позволит бухгалтеру учесть некоторые спорные расходы, не поименованные в главе 25 Налогового кодекса. Таким образом, участие бухгалтера в составлении данного документа может сыграть свою роль для последующего обоснования расходов.

Процесс формирования Положения об охране труда можно условно разделить на следующие шаги:

1. Просмотр Типового перечня (утв. Приказом Минздравсоцразвития № 181н от 01.03.12г.),

2. Составление на его основе собственного списка необходимых мероприятий.

Классификация затрат

С точки зрения обоснованности расходов налоговым законодательством, все траты можно разделить на группы:

1) бесспорные затраты, перечисленные в Типовом перечне, которые однозначно связаны с производственной деятельностью, а значит экономически оправданы.

Например, обеспечение специальной одеждой, обувью и средствами индивидуальной защиты работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда (п. 19 Типового перечня).

Важные материалы для бухгалтеров

2) спорные затраты – это те, которые по каким-либо обоснованным причинам могут быть приняты на предприятии сверх норм, утвержденных законодателем, либо основываются на иных отраслевых нормах.

Например, создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными не только набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи в соответствии с Типовым перечнем (п. 26), но и болеутоляющими, жаропонижающими, противоаллергенными, противомикробными препаратами, а также обеззараживающими средствами (указать перечень препаратов).

3) опасные затраты, которые не предусмотрены законодательством или указаны в общем виде без уточнения.

Например, оснащение комнаты для приема пищи, которая должна быть на предприятии согласно ст. 223 ТК РФ, холодильником, микроволновой печью, музыкальным центром, мягкой мебелью, массажным креслом и прочими атрибутами. В рамках данного примера следует сказать, что основная правовая база, на которую можно опираться в этом вопросе – это Свод правил СП 44.13330.2011 «Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87» (утв. Приказом Минрегиона № 782 от 27.12.2010). При этом Министерство финансов не против учета таких затрат в составе прочих при налогообложении прибыли (Письма Минфина № 03-03-06/2/112 от 14.07.11г., № 03-03-06/2/149 от 26.09.11г.), но из-за отсутствия четкого перечня у организации может появиться необходимость их защиты в суде (Постановление ФАС УО от 15.10.2007 № Ф09-8348/07-С2). Или приобретение чая, кофе и сахара для сотрудников в рамках п. 4, п. 25 ст. 255 НК РФ, как бесплатного питания, предусмотренного коллективным трудовым договором.

Интерес бухгалтера состоит в том, чтобы в рамках составления данного документа на предварительной стадии максимально обосновать необходимость затрат второй и третьей группы (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, Письмо Минфина № 03-03-06/4/95 от 09.08.11г.).

Далее, основываясь на составленном Положении, приказами руководителя в произвольной форме можно дополнять список затрат или уточнять его в случае необходимости. С составленным локальным нормативным актом обязательно всех сотрудников ознакомить под подпись (ст. 68, 212 ТК РФ).

Ответственность

Административная ответственность необеспечения нормальных условий труда предусмотрена ст. 5.27 КоАП:

  • наказание юридических лиц — штраф от 30 до 50 тыс. рублей;
  • при повторном нарушении — штраф от 50 до 70 тыс. рублей.

Интересно в данном контексте упомянуть норму Трудового кодекса в ст. 155, когда сотрудники не выполняют положенные им трудовые нормы по вине нанимателя. В этой ситуации им должны быть обеспечены выплаты зарплат в размере не ниже их средней величины.

Далее более подробно рассмотрим некоторые виды затрат и нюансы их учета.


Автор материала:
Оксана Лим

Оцените статью