У всех разное понятие нормы. Кто-то считает нормой отдых в Турции каждым летом, а для кого-то это роскошь, а норма – это дачный участок. Так же на предприятиях. Где-то норма – это чай, кофе, сахар для сотрудников, а где-то максимум, на который можно рассчитывать – это питьевая вода. Но в любых вариантах, в большем или меньшем размере, в учете появляются расходы на обеспечение нормальных условий труда. Как же быть бухгалтеру, чтобы получить минимум претензий от налоговых органов и обезопасить себя и фирму.
Нормативная база
Основной нормативный документ, от которого можно отталкиваться в правовом обосновании данных расходов – Трудовой кодекс (ст. 212, 214, 215, 219, 220, 225, 226). Так, ст. 163 ТК РФ гласит:
Использование оговорки «в частности» в преамбуле статьи позволяет сделать вывод о том, что перечень является открытым (Постановление ФАС Поволжского округа №А65-30795/2011 и т.д.). Как правило, к данному списку добавляют соблюдение санитарно-гигиенических норм, бытовых нужд, лечебно-профилактических процедур. Если работодатель принимает на себя данные обязанности, то они должны быть закреплены в локальном нормативном акте (ст. 212 ТК РФ). Таким образом, получаем тот факт, что с одной стороны документ «Положение об охране труда» (или его аналоги, например, раздел Правил внутреннего трудового распорядка, Коллективного договора) находится в ведении кадровой службы организации, но с другой стороны, именно этот документ в правовой структуре предприятия позволит бухгалтеру учесть некоторые спорные расходы, не поименованные в главе 25 Налогового кодекса. Таким образом, участие бухгалтера в составлении данного документа может сыграть свою роль для последующего обоснования расходов.
Процесс формирования Положения об охране труда можно условно разделить на следующие шаги:
1. Просмотр Типового перечня (утв. Приказом Минздравсоцразвития № 181н от 01.03.12г.),
2. Составление на его основе собственного списка необходимых мероприятий.
Классификация затрат
С точки зрения обоснованности расходов налоговым законодательством, все траты можно разделить на группы:
1) бесспорные затраты, перечисленные в Типовом перечне, которые однозначно связаны с производственной деятельностью, а значит экономически оправданы.
Например, обеспечение специальной одеждой, обувью и средствами индивидуальной защиты работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда (п. 19 Типового перечня).
2) спорные затраты – это те, которые по каким-либо обоснованным причинам могут быть приняты на предприятии сверх норм, утвержденных законодателем, либо основываются на иных отраслевых нормах.
Например, создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными не только набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи в соответствии с Типовым перечнем (п. 26), но и болеутоляющими, жаропонижающими, противоаллергенными, противомикробными препаратами, а также обеззараживающими средствами (указать перечень препаратов).
3) опасные затраты, которые не предусмотрены законодательством или указаны в общем виде без уточнения.
Например, оснащение комнаты для приема пищи, которая должна быть на предприятии согласно ст. 223 ТК РФ, холодильником, микроволновой печью, музыкальным центром, мягкой мебелью, массажным креслом и прочими атрибутами. В рамках данного примера следует сказать, что основная правовая база, на которую можно опираться в этом вопросе – это Свод правил СП 44.13330.2011 «Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87» (утв. Приказом Минрегиона № 782 от 27.12.2010). При этом Министерство финансов не против учета таких затрат в составе прочих при налогообложении прибыли (Письма Минфина № 03-03-06/2/112 от 14.07.11г., № 03-03-06/2/149 от 26.09.11г.), но из-за отсутствия четкого перечня у организации может появиться необходимость их защиты в суде (Постановление ФАС УО от 15.10.2007 № Ф09-8348/07-С2). Или приобретение чая, кофе и сахара для сотрудников в рамках п. 4, п. 25 ст. 255 НК РФ, как бесплатного питания, предусмотренного коллективным трудовым договором.
Интерес бухгалтера состоит в том, чтобы в рамках составления данного документа на предварительной стадии максимально обосновать необходимость затрат второй и третьей группы (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, Письмо Минфина № 03-03-06/4/95 от 09.08.11г.).
Далее, основываясь на составленном Положении, приказами руководителя в произвольной форме можно дополнять список затрат или уточнять его в случае необходимости. С составленным локальным нормативным актом обязательно всех сотрудников ознакомить под подпись (ст. 68, 212 ТК РФ).
Ответственность
Административная ответственность необеспечения нормальных условий труда предусмотрена ст. 5.27 КоАП:
- наказание юридических лиц — штраф от 30 до 50 тыс. рублей;
- при повторном нарушении — штраф от 50 до 70 тыс. рублей.
Интересно в данном контексте упомянуть норму Трудового кодекса в ст. 155, когда сотрудники не выполняют положенные им трудовые нормы по вине нанимателя. В этой ситуации им должны быть обеспечены выплаты зарплат в размере не ниже их средней величины.
Далее более подробно рассмотрим некоторые виды затрат и нюансы их учета.
Автор материала:
Оксана Лим