Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Полезное для бухгалтеров

Маркировка товаров в РФ: как ее выполнять (пошаговый алгоритм)

Маркировка товаров в РФ: как ее выполнять (пошаговый алгоритм)

В продолжение темы маркировки разберем подробно процесс ее нанесения и регистрации. Мы подготовили пошаговый алгоритм действий.

Об общих правилах работы с маркируемыми товарами можно прочесть здесь.

Шаг 1. Регистрация в системе контроля

Такой системой является «Честный знак» (далее – система).

Важно! Для регистрации понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) для руководителя юрлица или для ИП.

В системе формируем заявление о регистрации по утвержденному формату (его устанавливает оператор). В заявлении нужно указать:

  • Наименование участника оборота маркируемых товаров (далее будем использовать сокращение – участник ОМТ). Для «юриков» — полное наименование организации, для «физиков» — ФИО ИП;
  • Тип участника ОМТ (производитель, импортер, торгующий);
  • Место нахождения участника ОМТ ( для ИП – место жительства);
  • ИНН участника ОМТ;
  • ФИО, телефон и е-мэйл контактного лица участника ОМТ.

Заполненное заявление подписываем УКЭП и отправляем.

С этого момента у оператора есть 5 рабочих дней на рассмотрение. Если все нормально, то в течение этого срока на е-мэйл, указанный в заявлении, вам придет уведомление о регистрации и информация о доступе к личному кабинету в системе.

Теоретически по заявлению может быть и отказ. Однако, это редкость, связанная обычно с ошибками, допущенными при формировании заявления. Это может быть по таким поводам:

Маркировка товаров в РФ

После выявления и устранения ошибок заявление можно переподать.

Шаг 2. Договора с оператором

Участник ОМТ, получивший ЛК в системе, должен авторизоваться там с помощью УКЭП и подписать типовой договор с оператором о подключении.

Дальнейшие договора (а они потребуются) заключаются аналогично.

Шаг 3. Получение кодов маркировки

Получение кодов происходит тоже через подачу соответствующей заявки.

Эмиссия кодов происходит с применением специальных устройств регистрации эмиссии. Оператор может либо дать к ним удаленный доступ, либо передать участнику ОМТ. Делает он это по отдельному договору. Поэтому, для того, чтобы получать коды, нужно заключить с оператором договор о предоставлении устройства регистрации эмиссии.

Но и сам по себе процесс предоставления кодов рассматривается как услуга, которую оказывает оператор. И на эту услугу тоже нужен отдельный договор – о предоставлении кодов маркировки.

Таким образом, наш шаг состоит из нескольких «подшагов»:

  • заключаем договор на устройство эмиссии;
  • заключаем договор на услугу по предоставлению кодов;
  • подаем заявку на получение самих кодов.

Важно! Для разных групп маркируемых товаров установлены разные формы договоров с оператором на устройства и предоставление кодов.

Если у вас несколько групп маркируемых товаров, весь процесс может понадобиться выполнить по каждой группе.

Шаг 4. Нанесение маркировки

Коды представляют собой двухмерные «картинки» Data Matrix, похожие на QR-коды.

Важные материалы для бухгалтеров

Для каждого вида (группы) товаров есть нюансы в правилах их нанесения.

Например, при маркировке «табачки» код наносится печатью на потребительскую и групповую упаковку или этикетку.

При маркировке обуви – на потребительскую упаковку, сам товар или его ярлык.

Прежде, чем наносить полученные коды на товар, рекомендуем ознакомиться с требованиями по нанесению на такой товар маркировки. На сегодняшний день такие требования разделены по нескольким НПА, в зависимости от вида товара.

Приведем самые значимые.

НПА

Шаг 5. Направление информации об обороте

После нанесения кодов, до того, как товары пойдут в оборот, сведения о нанесении надо передать в систему.

Делается это с применением устройств регистрации эмиссии.

Важно! Если не передать информацию о нанесении маркировки или передать ее неправильно – товары будут считаться не промаркированными.

Чтобы разместить в системе информацию о товарах, их нужно в ней зарегистрировать.

Для этого оператору направляется еще одно заявление. Заметим, что правила регистрации разных видов товаров в системе также имеют некоторые отличия. В каком составе направлять данные в систему указано в тех же НПА, что регулируют порядок нанесения маркировочных кодов (список основных мы дали выше в таблице).

Если товар выводится из оборота – об этом также надо вносить сведения в систему. Для этого предусмотрены устройства регистрации выбытия. Их тоже получают на основании договора с оператором.

Если промаркированные товары реализуются с применением ККТ, необходимо убедиться, что обеспечена:

  • передача в фискальный накопитель данных для формирования запросов о коде маркировки и уведомлений о реализации маркированного товара;
  • передача этих данных оператору системы маркировки через оператора фискальных данных;
  • возможность повторно передать непереданные уведомления, по которым не была получена квитанция.

По завершении пятого шага можно законно проводить операции с маркированными товарами.


Автор материала:
Оксана Лим

Оцените статью