В продолжение темы маркировки разберем подробно процесс ее нанесения и регистрации. Мы подготовили пошаговый алгоритм действий.
Об общих правилах работы с маркируемыми товарами можно прочесть здесь.
Шаг 1. Регистрация в системе контроля
Такой системой является «Честный знак» (далее – система).
Важно! Для регистрации понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) для руководителя юрлица или для ИП.
В системе формируем заявление о регистрации по утвержденному формату (его устанавливает оператор). В заявлении нужно указать:
- Наименование участника оборота маркируемых товаров (далее будем использовать сокращение – участник ОМТ). Для «юриков» — полное наименование организации, для «физиков» — ФИО ИП;
- Тип участника ОМТ (производитель, импортер, торгующий);
- Место нахождения участника ОМТ ( для ИП – место жительства);
- ИНН участника ОМТ;
- ФИО, телефон и е-мэйл контактного лица участника ОМТ.
Заполненное заявление подписываем УКЭП и отправляем.
С этого момента у оператора есть 5 рабочих дней на рассмотрение. Если все нормально, то в течение этого срока на е-мэйл, указанный в заявлении, вам придет уведомление о регистрации и информация о доступе к личному кабинету в системе.
Теоретически по заявлению может быть и отказ. Однако, это редкость, связанная обычно с ошибками, допущенными при формировании заявления. Это может быть по таким поводам:
После выявления и устранения ошибок заявление можно переподать.
Шаг 2. Договора с оператором
Участник ОМТ, получивший ЛК в системе, должен авторизоваться там с помощью УКЭП и подписать типовой договор с оператором о подключении.
Дальнейшие договора (а они потребуются) заключаются аналогично.
Шаг 3. Получение кодов маркировки
Получение кодов происходит тоже через подачу соответствующей заявки.
Эмиссия кодов происходит с применением специальных устройств регистрации эмиссии. Оператор может либо дать к ним удаленный доступ, либо передать участнику ОМТ. Делает он это по отдельному договору. Поэтому, для того, чтобы получать коды, нужно заключить с оператором договор о предоставлении устройства регистрации эмиссии.
Но и сам по себе процесс предоставления кодов рассматривается как услуга, которую оказывает оператор. И на эту услугу тоже нужен отдельный договор – о предоставлении кодов маркировки.
Таким образом, наш шаг состоит из нескольких «подшагов»:
- заключаем договор на устройство эмиссии;
- заключаем договор на услугу по предоставлению кодов;
- подаем заявку на получение самих кодов.
Важно! Для разных групп маркируемых товаров установлены разные формы договоров с оператором на устройства и предоставление кодов.
Если у вас несколько групп маркируемых товаров, весь процесс может понадобиться выполнить по каждой группе.
Шаг 4. Нанесение маркировки
Коды представляют собой двухмерные «картинки» Data Matrix, похожие на QR-коды.
Для каждого вида (группы) товаров есть нюансы в правилах их нанесения.
Например, при маркировке «табачки» код наносится печатью на потребительскую и групповую упаковку или этикетку.
При маркировке обуви – на потребительскую упаковку, сам товар или его ярлык.
Прежде, чем наносить полученные коды на товар, рекомендуем ознакомиться с требованиями по нанесению на такой товар маркировки. На сегодняшний день такие требования разделены по нескольким НПА, в зависимости от вида товара.
Приведем самые значимые.
Шаг 5. Направление информации об обороте
После нанесения кодов, до того, как товары пойдут в оборот, сведения о нанесении надо передать в систему.
Делается это с применением устройств регистрации эмиссии.
Важно! Если не передать информацию о нанесении маркировки или передать ее неправильно – товары будут считаться не промаркированными.
Чтобы разместить в системе информацию о товарах, их нужно в ней зарегистрировать.
Для этого оператору направляется еще одно заявление. Заметим, что правила регистрации разных видов товаров в системе также имеют некоторые отличия. В каком составе направлять данные в систему указано в тех же НПА, что регулируют порядок нанесения маркировочных кодов (список основных мы дали выше в таблице).
Если товар выводится из оборота – об этом также надо вносить сведения в систему. Для этого предусмотрены устройства регистрации выбытия. Их тоже получают на основании договора с оператором.
Если промаркированные товары реализуются с применением ККТ, необходимо убедиться, что обеспечена:
- передача в фискальный накопитель данных для формирования запросов о коде маркировки и уведомлений о реализации маркированного товара;
- передача этих данных оператору системы маркировки через оператора фискальных данных;
- возможность повторно передать непереданные уведомления, по которым не была получена квитанция.
По завершении пятого шага можно законно проводить операции с маркированными товарами.
Автор материала:
Оксана Лим