Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Полезное для бухгалтеров

Нормирование расходов на рекламу

Нормирование расходов на рекламу

С утра до ночи мы утопаем в цветном хороводе рекламных роликов, соревнующихся между собой в яркости, громкости, попытках взять за живое и поскорее продать свой товар. И это понятно: чтобы оставаться на плаву, компаниям приходится грести в этом потоке изо всех сил, а бухгалтерам — грамотно учитывать расходы на рекламу и точно знать, какие из них подлежат нормированию, а какие нет.

Сегодня попробуем разобраться, все ли потраченные на продвижение продукции средства можно полностью причислить к рекламным затратам в процессе подсчета налога на прибыль, а каким суждено частично остаться «за скобками» учета.

Нормировать или не нормировать расходы на рекламу

В бухучете деньги, затраченные фирмой на рекламу своей продукции, полностью попадают в расходную часть отчетной документации. При подсчете «прибыльного» налога мы тоже причисляем потраченные на продвижение продукции деньги к расходам, но не всегда целиком.

Известно, что под налог на прибыль подпадает «плюсовой» финансовый результат работы российских предпринимателей — доходы, уменьшенные на величину издержек. Само собой, при определении размера налога бухгалтер учитывает только доказанные «первичкой» издержки и в том объеме, в котором предприятие издержки понесло.

Но с затратами на рекламу дело обстоит гораздо сложнее. Одни из них не нормируются, а значит при подсчете налога их помещают в расходную часть целиком. Вторые нормируются, то есть из суммы рекламных затрат бухгалтер вправе взять в расчет лишь определенный лимит — 1% выручки от реализации (без НДС). А третьи расходы, хотя и жизненно необходимы в целях продвижение товара, вообще рекламными не считаются.

Нормируемые траты на рекламу сверх нормы (свыше 1%) налогооблагаемую прибыль не уменьшают. А если такие расходы полностью учесть при исчислении налога, то в ходе проверки налоговики просто доначислят компании «прибыльный» налог. Поэтому если фирма занимается продвижением своей продукции, задача бухгалтера точно определить, нормируется ли конкретный вид издержек на рекламу или нет.

Реклама «для всех»

Чтобы определить, нормируется или нет та или иная статья издержек, необходимо понять, относится ли она к рекламе вообще. Скажем, если фирма в ходе переговоров по поводу подписания контракта проводит презентацию своей продукции, потраченные на презентацию средства не считаются затраченными на рекламу, поскольку получатель информации и так является если не клиентом, то заинтересованным лицом. Если владелец бренда наносит на рабочие футболки своих сотрудников фирменный логотип — это индивидуализация компании без какой-либо конкретной информации о ней, а не реклама.

Рекламой считается информация для широкого (неопределенного) круга лиц, направленная на привлечение внимания к продукту. Задача рекламы — вызвать заинтересованность покупателя, удержать ее, продвинуть бренд на рынке.

Читая законодательные тексты (закон «О рекламе»), приходим к выводу, что промоутерские расходы можно считать рекламными, если они связаны с распространением информации на неопределенный круг лиц. Как разъясняла ФАС, к неопределенному кругу относится аудитория, которую нельзя заранее определить как получателя информации (письмо ведомства от 2018 года №АД/45557/18).

Да, у информации рекламного характера, как правило, есть целевая аудитория, поэтому понять, направлено ли сообщение на неопределенный круг людей, помимо этой аудитории, можно исходя из того, какой выбран способ и средства распространения сообщения. Сыграет свою роль и содержание рекламного контента. Если предложение интересно и доступно людям вне целевой аудитории, значит, оно направлено на неопределенный круг людей и, следовательно, считается рекламой.

Важно! Если компания потратила деньги на образцы продукции, бесплатно передала их неопределенному кругу лиц, затраты на изготовление этих образцов допустимо причислить к рекламным расходам. А будут ли эти издержки нормироваться или нет, можно узнать, заглянув в утвержденный список Налогового кодекса (п. 4. ст. 264).

Список ненормируемых расходов на рекламу

Список ненормируемых издержек предпринимателей довольно короток, учитывая все многообразие видов рекламы. Так, при подсчете «прибыльного» налога можно включить в рекламные расходы следующие виды затрат:

Чек-листы и памятки для бухгалтера - бесплатно
  • создание рекламных модулей в газетах, промороликов для радио и телевидения;
  • отрисовку и размещение баннеров в интернете, продвижение сайтов;
  • дизайн и изготовление печатной продукции со сведениями о товарах и услугах фирмы, бренде;
  • изготовление и монтаж стендов, щитов, световой и прочей наружной рекламы;
  • средства, затраченные на участие компании в специализированных мероприятиях (например, выставках);
  • оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов, демонстрационных залов;
  • издержки на уценку продукции, потерявшей часть своих изначальных свойств во время экспонирования.

Допустим, ваша фирма участвует в открытой ярмарке и там распространяет бесплатные образцы своей продукции (неопределенному кругу потребителей). Издержки фирмы на организационный взнос, аренду стенда, услуг связи не нормируется, а значит, бухгалтер сможет целиком вычесть их из налогооблагаемой прибыли. А вот издержки на изготовление бесплатных образцов для раздачи посетителям ярмарки нормируются — их можно учесть лишь в размере 1 процента с выручки компании за квартал, 6 месяцев, 9 месяцев или за год.

Как рассчитать сумму нормируемых расходов на рекламу

Считать нормируемыми можно издержки фирмы на покупку (производство) подарков для призеров конкурсов, победителей розыгрышей в ходе промоакций. А также:

  • установку табло, стендов, светящихся вывесок с образом и описанием рекламируемой продукции внутри торговых помещений;
  • отправку смс-оповещений;
  • изготовление плакатов и баннеров и их нанесение на автобус, троллейбус, поезд метро, эскалатор;
  • изготовление бесплатных пробников (для раздачи неопределенному кругу потребителей).

При определении величины нормируемых издержек, которые допустимо учесть при подсчете налога, нужно помнить: растет выручка — меняется и лимит издержек на рекламу. Если вы учли не все рекламные расходы в текущем квартале, с дальнейшим ростом выручки их можно учесть в новом отчетном периоде в пределах года.

Попробуем рассчитать сумму нормируемых рекламных трат для определения величины «прибыльного» налога.

Пример

В феврале ООО «Красота и стиль» участвовало в выставке, там фирма раздавала образцы своей продукции (неопределенному кругу потребителей). На это она потратила 45 тысяч рублей. Других промоакций фирма не проводила.

За I квартал выручка ООО от продажи товаров без НДС достигла 3 млн рублей, за полугодие — 5,5 млн рублей. Зная размер прибыли от продаж за отчетные периоды, подсчитаем, какой максимум затрат на промоакцию допустимо включить в статью «прочие расходы» при расчете налога:

  • за I кв. — 30 тыс. руб. (1 процент из 3 млн руб.);
  • за II кв.— 55 тыс. руб. (1 процент из 5,5 млн руб.).

Следовательно, компания вправе признать расходы на рекламу в I квартале в объеме 30 тысяч рублей, а в первом полугодии — все 45 тысяч рублей рублей. То есть с ростом выручки по итогам шести месяцев ООО учитывает сумму расходов на продвижение, которая не прошла по лимитам в первом квартале, то есть оставшиеся 15 000 рублей.


Автор материала:

Автор материала: Наталья Никонова

Оцените статью
Задайте вопрос к статье