Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Полезное для бухгалтеров

Пошаговый план проведения инвентаризации

Проведение инвентаризации - пошаговый план

Помните диалог из фильма «Операция Ы и другие приключения Шурика»:

— Что нас может спасти от ревизии?

— От ревизии нас может спасти только кража.

— Так ведь кражи не будет.

— Всё уже украдено до нас.

На практике контроль сохранности материальных ценностей и предотвращение хищений обеспечивает своевременное проведение инвентаризаций. Рассмотрим по шагам процесс проведения инвентаризации.

Чем регламентируется проведение инвентаризации?

Основной нормативный документ, которым необходимо руководствоваться в вопросах проведения инвентаризации – это Методические указания по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина № 49 от 13.06.95г.

Важные материалы для бухгалтеров

Когда нужна инвентаризация?

Ситуации, в которых требуется использование данного инструмента контроля:

Когда нужна инвентаризация?

Зачем нужна инвентаризация?

Можно выделить следующие моменты практической значимости инвентаризации:

  • Выявление реального наличия объектов учета,
  • Полнота отражения реальных данных в учете, а значит достоверность сформированных бухгалтерских отчетов,
  • Состояние и условия хранения материальных ценностей, ведение складского хозяйства,
  • Предотвращение нарушений, хищений и злоупотреблений.

Пошаговый план проведения инвентаризации

ШагДействияДокументыФорма*

Подготовительный этап

Создание комиссии либо контроль готовности уже созданной
  • Выбор членов комиссии на постоянной либо разовой основе (это могут быть члены администрации, бухгалтерии, прочие специалисты, как внутренние, так и внешние аудиторы: МОЛ не имеют права входить в состав комиссии.
  • Одновременно могут быть определены лица, которые будут замещать членов комиссии на случай непредвиденных обстоятельств
Приказ о создании комиссии (с ознакомлением под подпись всех участвующих лиц),

Приказ о замене членов комиссии.

ИНВ-22
Важно: отсутствие одного или нескольких членов комиссии может повлечь за собой недействительность проведенной инвентаризации (более подробно здесь).
Определение исходных положений инвентаризации
  • Определение даты, периода проведения,
  • Формирование списка объектов, подлежащих проверке,
  • Сбор имеющихся учетных данных и передача их членам комиссии с целью ознакомления
Приказ о проведении инвентаризацииИНВ-22

Основной этап

Проведение проверки
  • До начала должны быть получены все документы по движению ценностей и расписка от МОЛ),
  • Фактическая проверка наличия имущества (количество, состояние)
Инвентаризационные описи, Акты инвентаризации (минимум в 2х экземплярах)ИНВ-1 – ИНВ-17

Аналитический этап

Сверка данных учета и реального наличия
  • Фиксация отклонений (излишки, недостатки, пересортица),
  • Определение виновных лиц и принятие решения о взыскании
  • Сличительные ведомости (заполняются в случаях расхождения),
  • Графы “Расхождения” в Инвентаризационных описях, Актах инвентаризации
ИНВ-18, ИНВ-19,

ИНВ-26

Утверждение результатовУтверждение руководителем итогов инвентаризации
  • Приказ об утверждении результатов инвентаризации,
  • Журнал учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации
ИНВ-23

Заключительный этап

Отражение в учетеОформление бухгалтерских корреспонденций по выявленным расхождениям и принятым решениям о взысканиисм. Отдельный материал

*— в графе указаны унифицированные формы, рекомендованные постановлением Госкомстата № 88 от 18.08.1998г., однако хозяйствующий субъект вправе использовать собственные разработанные формы, содержащие все обязательные реквизиты в соответствии со ст. 9 Федерального закона “О бухгалтерском учете” № 402-ФЗ от 06.12.11г.

Итоги

Таким образом, инвентаризация – действенный инструмент контроля. Более подробно остановимся на ошибках, которые могут возникнуть на практике при проведении инвентаризации.


Автор материала:
Светлана Дьякова

Оцените статью