Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Полезное для бухгалтеров

Расходы будущих периодов в налоговом учете

Расходы будущих периодов в налоговом учете

Продолжая тему учета расходов будущих периодов, рассмотрим нюансы налогового учета данной категории расходов.

Понятие РБП в целях исчисления налога на прибыль

В налоговом, так же, как и в учетном законодательстве, не содержится четкого определения понятия РБП. Расходы необходимо делить между несколькими отчетными периодами, если договор, в рамках которого они понесены:

– предполагает доходы не единовременно, а в течение нескольких отчетных периодов;

– не имеет условия о поэтапной сдаче товаров, работ или услуг.

В этом случае правила распределения расходов каждый хозяйствующий субъект определяет самостоятельно в учетной политике (п.1 ст. 272 НК РФ).

Расходы, подлежащие распределению между несколькими периодами, поименованные в Налоговом кодексе

Расходы, подлежащие распределению между несколькими периодами в НК

Для отражения всех других расходов, подлежащих распределению при исчислении налога на прибыль с использованием метода начисления, можно воспользоваться следующим алгоритмом.

Алгоритм распределения расходов в налоговом учете

1 Шаг. Можно ли выделить период, к которому относятся затраты?

Да (например, он прописан в договоре аренды, или четко определен срок действия лицензии)Нет (например, договор бессрочный)
2 Шаг. Затраты списывать в течение данного срока (абз. 2, 3 п. 1 ст. 272 НК РФ, письмо Минфина № 03-03-03/1/1123 от 18.01.2016г.)2 Шаг. Выработать самостоятельное суждение о том, к какому сроку затраты имеют отношение (абз. 2 п. 1 ст. 272 НК РФ):
  • Списание может быть равномерным в течение определенного срока,
  • Списание может производиться пропорционально доходам от реализации
3 Шаг. Зафиксировать срок распорядительным документом (приказ руководителя)
4 Шаг. Зафиксировать положение в учетной политике для целей налогового учета (ст. 313 НК РФ)

Прекращение использования актива

Как быть бухгалтеру, если до истечения заявленного срока фирма перестала использовать активы, а относящиеся к ним расходы еще не были полностью списаны?

Важные материалы для бухгалтеров

Главные критерии для признания любых расходов при подсчете налога на прибыль – их экономическая обоснованность и документальное подтверждение. (п. 1 ст. 252 НК РФ). Таким образом, при условии соблюдения этих критериев в отношении расходов, подлежащих распределению, но не распределенных до нуля в установленном порядке, в учете целесообразно провести единовременное списание расходов (письмо Минфина № 03-03-06/1/353 от 31.05.07г., письмо ФНС № 3-2-13/6 от 21.01.10г.).

Классический пример, приведенный в данных письмах – ситуация с отменой лицензирования по причинам, разумеется, не зависящим от хозяйствующего субъекта. Недосписанная часть затрат на приобретение лицензии в данном случае должна быть включена в состав внереализационных расходов.

Если актив перестал использоваться по причине реализации, то на величину недосписанной части затрат целесообразно уменьшить выручку от реализации актива (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ, Письма Минфина № 03-03-06/1/249 от 18.04.07г., № 03-03-06/2/61 от 04.04.07г.)

Важно: в учетной политике для целей налогообложения зафиксировать положение о том, что расходы, относящиеся к нескольким периодам, подлежат единовременному списанию в случае прекращения использования актива, с которым они были связаны.

Итоги

Таким образом, ввиду отсутствия четких формулировок законодательной базы касаемо категории “расходы будущих периодов”, большое значение приобретает профессиональное суждение бухгалтера. А это профессиональное суждение должно основываться на знании тонкостей и нюансов налогообложения, закрепленных в положениях учетной политики организации.


Автор материала:
Светлана Дьякова

Оцените статью
Задайте вопрос к статье