Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Полезное для бухгалтеров

Упрощенный бухгалтерский учет: варианты и правила ведения

Упрощенный бухгалтерский учет: варианты и правила ведения

Упрощенные способы ведения бухучета предусмотрены в нашей стране для малого и среднего бизнеса. Что они собой представляют? Как вести учет таким образом? Есть ли взаимосвязь между общими принципами ведения бухгалтерского учета в РФ и его упрощенными вариантами? Ищите ответы в статье.

Варианты упрощенного бухучета

Разным категориям МСП доступны разные варианты послаблений в части ведения бухучета.

ведение бухгалтерского учета

*Существенными остатками имущества и обязательств считаются такие остатки, информация о которых в бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия способна повлиять на решения пользователей этой отчетности. Простая система не предполагает ведение учета объектов амортизируемого имущества, расходов будущих периодов и других активов, расходы по которым не могут быть признаны в полной сумме в периоде их приобретения, а также дебиторской и кредиторской задолженностей, которые не будут погашены в периоде их возникновения.

В настоящее время считается, что практически сформировался еще один способ вести учет, похожий по своим признакам на упрощенный. Это ведение бухгалтерии с помощью специального программного обеспечения. Например, предоставленное банком ПО регистрирует все движения по счету клиента и на основе этих данных может не только рассчитать налоги, но и построить отчеты.

Однако, принципы, на которых базируется такое ПО, все равно исходят из представленных «официальных» способов. Поэтому в рамках этой статьи на учете с помощью ПО мы подробно останавливаться не будем.

Как работать на простой системе бухучета

Сначала отметим в этом разделе, что, какую бы упрощенную систему вы не применяли, все равно должны быть учтены общие принципы ведения бухгалтерского учета в РФ.

Поэтому и те, кто применяет простой способ, и те, кто решил вести учет по упрощенной системе, начинают, как и все, с учетной политики.

При простой системе учета предприятию рекомендуется включить в учетку такие положения:

учетная политика для ведения бухучета

учетная политика для ведения бухучета

Отдельно стоит упомянуть про расчеты с персоналом. На работников предприятий, ведущих учет по простому способу, распространяются все обязанности работодателей. Например, зарплата должна выплачиваться каждому работнику не реже двух раз в месяц.

Для учетной упрощенки рекомендуется расчеты с сотрудниками по зарплате завершать в том же месяце, за который она начислена.

Для учета расчетов с сотрудниками рекомендуется завести отдельный регистр — Ведомость расчетов. Такая ведомость будет и расчетным регистром, и платежным документом. По ее данным можно будет заполнять отчетность по НДФЛ и взносам.

Скачать Пример Ведомости по зарплате

Книга бухгалтерского учета нужна для подведения итогов, которые попадут в упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Книга бухучета при простом способе его ведения предусматривает группировку данных в разрезе обычной и прочей деятельности. Информация представляется в разрезе доходов (выручки) и расходов.

Эта данные, а также способы учета из учетки, позволяют составить упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность по формам, утвержденным Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Скачать Пример Книга бухгалтерского учета

Поясним, что этот регистр в чем-то напоминает отчет о движении денежных средств, составленный косвенным способом.

Чек-листы и памятки для бухгалтера - бесплатно

Чтобы верно обобщить сведения за период для составления отчетности, нужно применить формулу:

∆Д = ∆УК + ∆ЧП/У

∆ (дельта) – изменение за период;

Д – денежные средства;

УК – уставный капитал;

ЧП/У – чистая прибыль или убыток.

Как применяется упрощенная система бухучета

В отличие от только что рассмотренной нами простой системы, «упрощенка» для бухучета и ведение учета при ней по своим правилам дублируют общий не упрощенный порядок (с двойной записью и по методу начисления).

Основной нюанс – возможность не «перегружать» учет применением всего количества синтетических счетов, прописанных в Плане счетов. Например, вместо подборки из 20,23,25,26,44,90,91,99 счетов допускается все, что нужно, кидать сразу на 99. Или вместо использования 60,62,71,73,75,76 учитывать все на одном счете 76, заведя соответствующую аналитику.

Единственное требование – такой вот упрощенный сводный счет должен быть выбран из Плана счетов с учетом Инструкции по его применению.

Кроме того, разрешено применять упрощенные регистры учета.

То есть, первые пункты учетной политики при упрощенной системе, по сравнению с составленной для простой системы, изменяться следующим образом:

основные положения учетной политики

Изменения будут, разумеется, и в части учета амортизируемого имущества. Поскольку при упрощенной системе его надо учитывать. Например:

учет амортизируемого имущества

Также в учетке на упрощенной системе следует коснуться последствий учетных ошибок и изменений в учетной политике. Отметим, что на упрощенной системе бухучета допускается в обоих случаях применять перспективный метод.

Остальные расхождения в учетках для простой и упрощенной систем будут носить технический характер. Например, выручка «по оплате» будет заменяться на выручку «по отгрузке» и так далее.

В завершение коснемся регистра учета.

Скачать Пример Книга для упрощенной системы

Это уже комбинированный регистр, который позволяет вести учет фактов хозжизни  в разрезе активов, обязательств, капитала, доходов и расходов и на основе этой информации составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность (упрощенные баланс, отчет о финансовых результатах, приложения к ним).

Как можно понять, формат такой книги разрабатывают «под себя», с учетом применяемого плана счетов, а также нуждами тех, кто будет пользоваться составленной на основе книги отчетностью.


Автор материала:
Оксана Лим

Оцените статью
Задайте вопрос к статье