Чтобы баланс в 1С был составлен корректно, важно верно вести учет в программе. Баланс формируется на основании записей по счетам бухгалтерского учета: то, что вы навносили в программу, то она вам и выдаст в итоге. Поэтому составлению баланса в 1С должны предшествовать следующие шаги:
- проверяем корректность заполнения ОСВ за год;
- если были внесены изменения, то перепроводим документы, начиная с даты правки;
- составляем баланс.
И обязательно сохраняем базу перед любыми экспериментами/изменениями/правками, в которых не уверены. А еще лучше делать это просто периодически.
Прошли все шаги, но баланс в 1С все равно не сходится? Тогда идем обратно в первый шаг – формируем ОСВ и смотрим еще раз внимательно:
- закрыты ли все счета, которые должны быть закрыты на конец периода в обязательном порядке. К таковым относятся счета: 000 (вспомогательный, используется только для введения начальных остатков), 25, 26, 90, 91. Если какой-то из этих счетов имеет остаток, необходимо разбираться, в чем ошибка и устранять ее. Потом обязательно перепровести документы и заново сформировать баланс.
Если речь идет о счетах, которые могут, как иметь сальдо на конец периода, так и не иметь его (например, счета 20,23), то наличие остатка на нем позволит балансу сойтись.
Важно помнить, что счета закрываются регламентными операциям в блоке «Закрытие месяца».
- нет ли в вашем плане счетов несогласованной с программистами «самодеятельности». Программа 1С позволяет добавлять новые субсчета в план счетов, но если вы просто внесли новый субсчет (например, выделили в основных средствах на субсчет 01.05 какую-либо группу ОС) без совместного с программистом вмешательства в «мозги» программы, то она и не учтет ваши ОС с самодельного субсчета 01.05 в балансе. В этом случае либо работаем с программистом, либо переводим всё на субсчета, забитые в программу, перепроводим документы и формируем баланс.
Итак, баланс у нас сошелся. Но верные ли данные там отражены? Программу необходимо проконтролировать. Чтобы понять, что же она «зашила» в строки баланса, необходимо в форме баланса выделить интересующую нас строку и нажать на кнопку «Расшифровать».
Программа выдает нам все субсчета, суммирование или вычитание цифр по которым и дало итоговый результат – сумму в балансе. Если нам непонятна какая-либо сумма, мы двойным кликом по ней проваливаемся дальше – в карточку счета, чтобы выявить возможную ошибку.
Поэтому очень важно внимательно следить за отражением операций по счетам и субсчетам, в противном случае баланс будет составлен неверно. Примером неряшливого отражения на субсчетах может служить некорректный зачет авансов с поставщиками/покупателями: общие расчеты ушли в ноль, а по субсчетам висят ненужные остатки.
Также важно проконтролировать операции, введенные вручную, которые также отчасти могут испортить картину из-за своей «невшитости» в программу.
После исправления ошибок обязательно перепроводим документы и перезакрываем периоды. Не забываем сохранять копию базы!
Автор материала:
Оксана Лим