Поскольку в бухгалтерской профессии, как правило, работают люди с математическим складом ума, мы попробовали вывести своеобразную формулу успеха бухгалтера на собеседовании.
Итак, каковы же слагаемые успеха и какие вопросы задают работодатели соискателям-бухгалтерам?
- В бухгалтерской профессии главную роль играют Пз (Профессиональные знания) и Пу (Профессиональные умения). Эти слагаемые являются итогом профессионального опыта, прокачиваются в течение всей жизни и подтверждаются дипломами, аттестатами, сертификатами и иными документами, свидетельствующими об окончании тех или иных программ обучения.
Проверяются на собеседовании очень часто тестированием на знание законодательства и типовых бухгалтерских операций. Чтобы проверить профессиональные умения работодатели могут попросить выполнить конкретные операции в учетной программе или предложить соискателю ситуационные кейсы или задачи, требующие проведения расчетов, выбора оптимального варианта из нескольких возможных.
- Мы уже писали пост о hard skills и soft skills и говорили о результатах исследований, согласно которым 85% успеха любого человека обеспечивают его Лк (Личные качества). Это следующий показатель в нашей формуле. Как правило, в профессии бухгалтера ценятся усидчивость, внимательность, умение излагать свои мысли, аналитический склад ума, склонность к математике, честность. Для оценки этих слагаемых работодатели задают открытые вопросы, которые начинаются со слов «кто», «почему», «зачем». К таким вопросам можно подготовиться. Их возможные варианты имеет смысл почитать перед собеседованием и порепетировать ответ. Собеседование – это стресс, особенно для тех, кто проходит его впервые, и иногда можно просто растеряться. Большим подспорьем для оценки личных качеств могут стать сопроводительные письма от предыдущих работодателей.
- И наконец последний ингредиент нашей формулы, который не стоит игнорировать, Вв (Внешний вид). Встречают, как известно, по одежке.
Далее собрали блоки возможных вопросов по каждому из выделенных параметров.
Базовые вопросы
- Расскажите о себе.
- Почему уволились с предыдущего места работы?
- Оцените эффективность своей работы.
- Расскажите о ваших профессиональных достижениях?
- Занимали ли вы руководящие должности?
- Можете ли назвать себя идеальным руководителем?
- Смогли бы вы руководить подчиненными?
- Каковы ваши сильные и слабые стороны?
- О какой работе вы мечтаете?
- Соответствует ли наше предложение вашим ожиданиям?
- На какую заработную плату вы рассчитываете?
Вопросы для оценки профессионального опыта
- Какие должности вы занимали? Какие должностные обязанности выполняли?
- Как давно вы работаете в сфере учёта?
- С какими системами налогообложения сталкивались?
- Какая из систем налогообложения вам ближе?
- В каких организациях работали? Расскажите о сфере деятельности, численности сотрудников, объеме документооборота.
- Вели ли одновременно несколько юридических лиц?
- В каких бухгалтерских программах, справочно-правовых системах, системами ЭДО работали?
- Как повышаете свою квалификацию?
- Какие участки учета вам кажутся сложными, с какими вы работали на практике?
- Участвовали ли в аудиторских и налоговых проверках? Каков был их результат?
Задания для оценки профессиональных умений и навыков
- Оприходуйте поступление материалов в бухгалтерской программе и сделайте отпуск их в производство.
- Оформите в программе списание денежных средств с расчётного счёта.
- Примите на работу нового сотрудника, назначьте оклад и начислите первую заработную плату.
Вопросы для оценки профессиональных умений и навыков
- Как бы вы выстроили систему хранения и обработки первички, чтобы обеспечить моментальный доступ к любым документам?
- С чего бы вы начали при внедрении системы планирования, бюджетирования на предприятии?
- Планируется запуск нового направления бизнеса. Какую систему налогообложения посоветуете? На что обратите внимание при выборе?
- У фирмы значительная сумма сомнительной безнадежной задолженности. Что вы можете посоветовать в данной ситуации?
Вопросы для оценки личных качеств
- Почему в одних компаниях сотрудники воруют, а в других – нет?
- Кто и почему виноват, если компания вступила в сделку с недобросовестным контрагентом и не смогла принять НДС к вычету?
- С какими сложными задачами вам приходилось сталкиваться в работе? Чему они вас научили? Какие приемы вам помогли адаптироваться?
- Насколько важны для вас отношения в коллективе? С какими проблемами вы сталкивались и как смогли наладить контакт с коллегами?
- Как вы поступите в сложной ситуации с контролирующими органами?
- Расскажите о случае, когда вы потерпели профессиональную неудачу.
Автор материала:
Светлана Дьякова