В трудовом законодательстве нет четких и конкретных рекомендаций увольнения работников в случае смерти ИП.
Вопросы, которые возникают у кадровика, бухгалтера:
- Кто оформляет приказ об увольнении?
- Кто вносит запись в трудовую книжку?
- Кто передает сведения в ПФР?
- Кто выдает работникам необходимые документы при увольнении?
Попробуем разобрать основные моменты
- В силу ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в случае смерти физического лица, зарегистрированного в качестве ИП, государственная регистрация такого лица в качестве ИП утрачивает силу с момента его смерти.
- Основание увольнения в ТК – п. 6 ч. 1 ст. 83 – обстоятельства, не зависящие от воли сторон, — смерть работника либо работодателя – физического лица, а также признание судом работника либо работодателя – физического лица умершим или безвестно отсутствующим.
Запись в трудовой книжке: «Трудовой договор прекращен в связи со смертью работодателя — физического лица, пункт 6 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации». Датой увольнения будет день смерти ИП.
- Основание для записи об увольнении в трудовой книжке — не приказ, а свидетельство о смерти (нотариально заверенная копия). Издание приказа невозможно, поскольку подписать его может либо сам ИП, либо уполномоченное им лицо. Полномочия по оформлению приказов передаются на основании доверенности, а любая выданная доверенность утратит силу в день смерти ИП.
- Внести запись о прекращении трудового договора может:
4.1. Новый работодатель на основании решения суда. Данный путь, пожалуй, самый трудоемкий, но самый юридически защищенный. В этом случае работникам сначала нужно обратиться в суд с заявлением об установлении факта прекращения трудовых отношений в связи со смертью их работодателя — ИП (Решение Петровского районного суда Ставропольского края от 31.08.2018 и Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 27.11.2018 по делу № 33-8942/2018).
При невозможности получения в ином порядке документов или невозможности восстановления утраченных документов, которые удостоверяют факты, имеющие юридическое значение (от которых зависит возникновение, изменение, прекращение прав граждан и организаций), суд устанавливает эти факты в порядке особого производства на основании заявления заинтересованного лица (ст. 264-268 ГПК РФ).
Если нет возможности связаться с родственниками ИП и получить от них копию свидетельства о смерти, можно заказать выписку из ЕГРИП с датой и способом прекращения деятельности ИП. Выписка ЕГРИП является подтверждением в суде.
4.2. Новый работодатель на основании нотариально заверенной копии свидетельства о смерти. Так, согласно п. 30 Приказа Минтруда России от 19.05.21 № 320Н «Об утверждении формы, порядка ведения и хранения трудовых книжек»:
— если организация, которая произвела неправильную или неточную запись, реорганизована, то исправление производится ее правопреемником, а в случае ликвидации организации — работодателем по новому месту работы или по месту работы, где была внесена последняя запись в трудовую книжку, на основании соответствующего документа;
— если неправильная или неточная запись в трудовой книжке произведена работодателем — физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем, и деятельность его прекращена, исправление производится работодателем по новому месту работы или по месту работы, где была внесена последняя запись сведений о работе, на основании соответствующего документа.
4.3. Ответственное за ведение трудовых книжек лицо (кадровик или бухгалтер). Существует мнение о том, что обязанность по ведению трудовых книжек, которая устанавливается приказом о назначении лица, ответственного за ведение трудовых книжек, в связи со смертью ИП не прекращается. В отличие от доверенности, которая прекращает свое действие в день смерти ИП. Это логично, но нормативно это мнение ничем не подкрепляется. Запись заверяется подписью ответственного работника с указанием ФИО и должности. Печать ИП проставлять в данном случае не нужно, поскольку деятельность ИП уже прекращена. Следует отметить, что лицу, производящему запись, в данном случае ничего не грозит, поскольку должностным лицом оно больше не является (ст. 5.27 КоАП РФ).
- Выплаты при увольнении произвести не получится. В противном случае работника могут привлечь к ответственности. Сделать это смогут, если захотят, только наследники — и после того, как вступят в наследство. Причем если наследники рассчитаются с сотрудниками умершего ИП, то сотрудникам придется самостоятельно уплатить НДФЛ.
Помочь сотрудникам в данной ситуации бухгалтер может тем, что отразит в учете последние начисления по расчетам с сотрудниками, выдаст соответствующие подтверждающие документы, хотя делать это обязанности у него нет. Это позволит им оказаться в числе кредиторов.
- Налоговые обязательства в случае смерти ИП прекращаются. При этом наследники обязаны погасить имевшиеся у ИП задолженности по транспортному, земельному налогам, налогу на имущество в пределах стоимости наследственного имущества (пп. 3 п. 3, п. 4 ст. 44 НК РФ). Правопреемство в отношении иных налогов, а также различных сборов, включая государственную пошлину, не предусмотрено (п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 № 50).
Недоимка, задолженность по пеням и штрафам в отношении иных налогов, сборов и страховых взносов признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию (пп. 3 п. 1 ст. 59 НК РФ).
Не нужно сдавать после смерти ИП налоговую отчетность и расчет по страховым взносам. Представление отчетности уполномоченным представителем ИП по доверенности, утратившей силу, неправомерно. (Письма ФНС России от 03.05.2012 № ЕД-4-3/7407@, от 27.08.2018 № БС-4-11/16557@, от 08.04.2019 № БС-4-11/6480@).
- Неурегулированным остается вопрос сдачи форм СЗВ-ТД в ПФР. Данный вопрос рекомендуют решать индивидуально по согласованию с конкретным отделением ПФР.
Коллеги, если сталкивались с подобной ситуацией, делитесь в комментариях советами и рекомендациями.
Автор материала:
Светлана Дьякова