Фонд социального страхования не планирует сам производить оценку уважительности причин, побудивших работника нарушить предписанный режим лечения. Специалисты ФСС будут учитывать мнение медработников и внутренних комиссий по соцстрахованию у работодателей.
Почему причина нарушения режима по больничному это важно
В нашем материале об оплате больничного, если в нем стоит отметка о нарушении режима, мы рассматривали ситуацию, когда нарушение произошло в силу существенных причин. Например, врач поставил отметку о неявке на прием по ОРВИ, а у больного на фоне ОРВИ произошло обострение другого заболевания, и он был просто не в состоянии сам посетить поликлинику.
Напомним, что в такой ситуации врач, скорее всего, все равно поставить отметку о неявке на прием в открытый больничный. Для работника это приведет к оплате такого больничного не по среднему заработку, а по минимально допустимому уровню.
Ранее работодатель, принимая решение об оплате больничного, мог назначить комиссию по соцстрахованию, рассмотреть объяснения работника и прийти к выводу, что нарушение режима было вызвано уважительными причинами. А значит, больничный можно оплатить в полном размере.
С переходом обязанностей по назначению и оплате пособий по нетрудоспособности в ФСС, вопрос о том, как быть работнику, если нарушение режима лечения произошло по уважительной причине, «повис в воздухе».
Мы рекомендовали в подобных случаях принять у работника заявление с разъяснениями причин нарушения режима и подтверждающими документами (при наличии) и передать его в ФСС вместе со стандартным пакетом для назначения пособия.
Однако, чиновники ФСС составили по этому вопросу иное мнение и в итоге опубликовали его в открытом доступе.
Кто должен решать, была ли причина нарушения режима по больничному уважительной
В письме от 31.03.2021 № 15-15/7710-7534л Фонд высказал мнение, что принимать решение об уважительности/неуважительности причин нарушения предписанного режима могут:
- В медучреждении, которое выдало больничный. Так как законом не установлены ни перечень уважительных причин, ни правила их определения, медики, по мнению ФСС, должны подходить к вопросу о проставлении «нарушительной» отметки в больничный лист индивидуально.
Если пациент приводит убедительные доказательства, почему он, к примеру, не смог явиться на назначенный прием, врачам следует:
— взять у пациента объяснения в письменном виде;
— получить у него документы, подтверждающие изложенное в объяснениях.
Специалисты ФСС не уточняют, что нужно сделать дальше врачам. По всей вероятности, приложить объяснения и подтверждения к листку нетрудоспособности для дальнейшей передачи работодателю.
- Внутренняя комиссия работодателя. Фонд подтвердил, что полномочия комиссий по соцстрахованию в трудовых коллективах продолжаются. Напомним, что создаются такие комиссии на добровольной основе, из представителей руководства и трудового коллектива (или профсоюза). В альтернативу могут быть назначены уполномоченные по социальному страхованию из работников организации.
В компетенцию такой комиссии в том числе входит право решать, была ли причина нарушения режима по больничному уважительной.
Как разъяснил ФСС, если по месту работы получателя пособия есть такая комиссия, она должна прийти к решению, что, например, причина неявки к врачу является уважительной. Следовательно, пособие по больничному должно быть выплачено полностью, исходя из среднего заработка.
Решение комиссии должно быть оформлено протоколом, который, вместе с подтверждающими решение документами должен быть предоставлен ФСС.
Автор материала:
Оксана Лим
Здравствуйте, а что делать если работник сидит 1.5 года на больничном у разных врачей по причине того, что просто не хочет работать?