Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Полезное для бухгалтеров

Как составить штатное расписание

Штатное расписание

Как правильно составить штатное расписание? Ответ на этот вопрос может понадобиться и новому бизнесу, и уже действующей компании. В этой статье рассмотрим, как составить штатное расписание небольшого предприятия. Однако, приведенный порядок и образцы можно использовать и для единицы бизнеса, отвечающей категории «микро» и для более крупных структур.

Зачем нужно штатное расписание

В документе «Штатное расписание» (дальше будем сокращать – ШР) фиксируется:

  • как структурированы человеческие ресурсы бизнеса;
  • какие есть и как называются должности и профессии с указанием квалификации;
  • сколько человек должен включать в себя полный штат;
  • как и какие деньги должны выплачиваться по каждой позиции.

Правильно сделанная штатка может быть использована для анализа и принятия управленческих решений руководством предприятия. Например, для оптимизации количества персонала и затрат на него, для ввода и своевременного заполнения новых вакансий и тому подобного.

Кроме того, этот документ могут затребовать контролирующие органы. Например, обязательно попросит штатку ГИТ при проведении проверки. Полномочия трудинспекции делать это закреплены в п. п. 2, 3 ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной службе занятости (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324).

Если сотрудник обратится в суд по поводу нарушения его трудовых прав, то штатку запросит и суд. Чаще всего это происходит при увольнениях по сокращению штата. В подобных судебных спорах ШР и изменения к нему или новое ШР служит доказательством того, что имело место реальное сокращение штата, а не попытка замаскировать под сокращение увольнение по иным причинам.

Выписка из штатного расписания может выдаваться и в других случаях. Например, работнику после его письменного обращения к работодателю в соответствии со ст. 62 ТК РФ.

Если за выпиской из штатного расписания обратился работник, в нее можно включить только сведения только о его должности и о выплатах. Информацию о других работниках указывать в выписке не допускается согласно норме ст. 88 ТК РФ о защите персональных данных.

Форма штатного расписания

Среди унифицированных форм, связанных с персоналом, есть бланк Т-3 (утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1)

Форма подходит как для юрлиц, так и для ИП.

Обращаем внимание, что в 2021 году форма ШР (как и другие подобные формы) не является обязательной. Т-3 только рекомендована для применения. Однако, экономический субъект может составить на ее основе свой бланк и применять его, закрепив форму в приказе или ЛНА. Главное, чтобы при составлении собственного бланка не «потерялся» ни один обязательный реквизит.

Форма Т-3

С чего начать формировать штатное расписание

Заметим сразу, что поручить делать штатку теоретически можно кому угодно – заместителю руководителя, специалисту по кадрам, бухгалтеру и так далее.

Однако, работник, которому будет поручена работа над штаткой, должен хорошо понимать, как распределяются человеческие и финансовые ресурсы на предприятии. А также иметь представление о текущих бизнес-процессах такого распределения и об их специфике.

Чек-листы и памятки для бухгалтера - бесплатно

По этой причине, для того, чтобы полученная в итоге штатка отвечала всем необходимым требованиям, на практике сначала часто формируют структуру предприятия. Если представлять себе всю систему бизнес-процессов, то при построении структуры часто может быть понятно, где что-то пропустили.

Пример

Вновь созданная организация собирается заниматься производством и самостоятельно сбывать свою продукцию. Генеральный директор полагает, что штатка должна обеспечить работу по трем направлениям: деньги, производство и сбыт. На каждое направление планирует поставить заместителя. Фрагмент черновой структуры для штатного расписания может выглядеть так.

Как составить штатное расписание

Как можно видеть, генеральный директор при планировании не учел такие вещи, как подбор кадров и юридическое обеспечение деятельности. Если не включить их в структуру, а затем в штатное расписание, это в дальнейшем может привести к серьезным проблемам у предприятия. Например, зам по производству, вместо того, чтобы заниматься именно растущим производством, будет вынужден составлять договора, подбирать персонал и тому подобное.

Кроме того, для выполнения, например, функций юриста, необходимо иметь соответствующую квалификацию, которая вряд ли будет у производственника.

Составление структуры не является обязательным и требовать ее «со стороны» никто не будет. Однако, рекомендуем выполнить эту процедуру по причинам, о которым мы рассказали.

Что вносить в штатное расписание

Штатка в обязательном порядке должна содержать:

Как составить штатное расписание

Далее мы будем рассматривать формирование ШР на бланке Т-3. Если используется собственный бланк, то все изложенное ниже будет актуально и для него.

Сведения в штатное расписание вносятся по определенным  правилам.

Как составить штатное расписаниеКак составить штатное расписаниеКак составить штатное расписаниеКак составить штатное расписаниеОбразец штатного расписания


Автор материала:
Оксана Лим

Оцените статью
Задайте вопрос к статье